Интересные записи
We cannot display this gallery
Случайное
Популярное

Центральная власть

Центральная властьС отменой прямых губернаторских выборов произошла централизация прежде регионально замкнутых сетей доверия, их переориентация на центральную власть. При этом не было никаких признаков интеграции огромной бюрократической сети доверия в публичную политику. Наоборот, взаимоотношения Центр-периферия всё больше смещались в неформальную сферу, напоминая ситуацию брежневских времён. Но в данном случае уместно предположить, что решающую роль сыграл более фундаментальный фактор, нежели конъюнктурный расчёт власти.

Ч. Тилли на примере тысячелетнего периода европейской истории показал зависимость государства от вида и уровня концентрации доступных ему материальных ресурсов. Главное в том, что государству для получения необходимых материальных средств приходится вступать в переговоры как с местными носителями власти, так и с населением по поводу изъятия доли ресурсов общества. В зависимости от характера экономики того или иного государства формировались институты либо согласования, либо принуждения.

Перенеся эту схему на новейшую российскую историю, мы можем видеть, что в 1990-е гг. государство, имевшее дефицит ресурсов, приступило к развитию институтов согласования. Подтверждением этому являются 46 подписанных договоров о разграничении полномочий и предметов ведения власти между Центром и региональными уровнями с 1994 по 1999 гг., введение выборности губернаторов и глав местного самоуправления. На этом пути открывалась перспектива возрождения российского государства «снизу» путём налаживания каналов взаимодействия с обществом с целью мобилизации его ресурсов. Эта работа была отдана на откуп регионам и в силу своей сложности и отсутствия быстрой отдачи оказалась ими фактически проигнорированной. Региональные лидеры направили свой окрепший политический вес на «выбивание» централизованных ресурсов, полученных от продажи сырья, внешних и внутренних займов.

Copyright © 2015. All Rights Reserved.